Центральная Сахара была в период неолита одним из самых населенных центров первобытного общества.
Мало кто, думается, не слышал о Троянской войне, о раскопках Шлимана, нашедшего в 1870-х годах на северо-западе Малой Азии древнюю Трою. Напомню, что многолетние исследования подтвердили, что город был взят и разрушен после длительной осады около 1260 года до н.э. Приблизительно к этому времени, точнее к началу ХII века до н.э., относится распад Хеттского государства, существовавшего в центральной и восточной части Малой Азии с XVIII века.
О гарамантах, создавших некогда в Центральной Сахаре интересную самобытную культуру, даже минимальную информацию найдешь не в каждой энциклопедии. Науке неизвестно ни время и обстоятельства появления этого народа на исторической сцене, ни то, куда он сошел с нее после арабского завоевания Северной Африки в VII веке н.э.
Свирепые вымирают первыми
«Отец истории» Геродот в V веке до н.э. писал о гарамантах (живших в Феццане, юго-запад современной Ливии) как о многочисленном племени; в своих набегах на «пещерных эфиопов» они использовали двухколесные повозки, запряженные двумя или четырьмя конями. Римский историк Тацит (I–II века) характеризует гарамантов как «свирепое племя, своими набегами наводившее ужас на соседей». Есть свидетельства Теофраста, Страбона, Вергилия, Плиния Старшего, Птолемея и других античных авторов, греков и римлян. Они писали о гарамантах периода их расцвета, когда этот народ доминировал на огромном пространстве – от побережья Средиземного моря до населенных негроидными народами стран Судана.
О конце гарамантской цивилизации написал (через семь столетий после того, как это произошло) арабский историк XIV века Ибн Хальдун. В своем труде «Китаб аль Ибар...» («Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле») он рассказывает о том, как арабское войско под командованием Окбы ибн Нафи разгромило гарамантов и захватило их столицу Гараму. Произошло это около 669 года. После этого события никаких известий о гарамантах уже не было. Был народ – и исчез?
В какой, однако, связи ахейцы и троянцы раннедревнегреческой эпохи, малоазийские хетты и центральносахарский народ гараманты?
«Народ моря» переходит в нападение
Связывают их, по мнению многих ученых, события, происходившие в XIV–XII веках до н.э. на Балканах. Имеются в виду массовые передвижения к югу народов северных балканских областей; под их давлением началась миграция части населения материковой Греции, островов Эгейского моря и острова Крит в Малую Азию, Египет и в земли, лежавшие к западу от Египта. В египетских документах с конца XIV века до н.э. то и дело встречаются записи о походах и нападениях «народов моря». Второй половиной XIII века датирована надпись фараона Мернептаха о победах над ними. Около 1200 года воинственные переселенцы из восточного Средиземноморья были разбиты армией Рамзеса II.
Французский археолог Анри Лот имел все основания констатировать, что «Центральная Сахара была в период неолита одним из самых населенных центров первобытного общества <…> в этой некогда покрытой необозримыми пастбищами пустыне существовали многочисленные и отнюдь не легендарные культуры». Последнее усыхание Сахары, продолжающееся и в наше время, началось в III тысячелетии до н.э.
Наскальные изображения людей, которые по своему антропологическому типу, одеждам, вооружению заметно отличаются от изображений сахарских аборигенов того времени, дали ученым основание говорить о них как о пришельцах в эти места. Анри Лот допускает, что среди них могли быть выходцы не только из южной Европы, но и с европейского Севера: их изображали с синими глазами. Время появления этих светлокожих людей с копьями, дротиками, мечами, круглыми щитами, как и колесниц с конями, – II тысячелетие до н.э. (тут разногласий у исследователей нет).
Ученые обратили внимание, что стиль изображения несущихся коней («летящий галоп»: лошади как бы «парят» в воздухе, не касаясь копытами земли) аналогичен стилю подобных изображений в микенском искусстве острова Крит и материковой Греции; конструкция колесниц, изображенных на скалах Сахары, – того же типа, что на памятниках Эгейского региона. И тогда логика размышлений заставила исследователей вспомнить о походах «народов моря».
Наскальные изображения и исследования палеоантропологов говорят о том, что, потерпев неудачу в длительной борьбе с Египтом, эгейские пришельцы постепенно смешивались с местными ливийскими племенами (этнонимом «ливийцы» (libues) греки называли все коренное европеоидное население Северной Африки, а всю Африку – по их имени – Ливией; для обозначения негроидных народов использовался обобщенный этноним «эфиопы»). Мигрируя в глубь Сахары, они все более ассимилировались в ливийском населении; в свою очередь, ливийцы усваивали различные элементы военной, хозяйственной, бытовой культуры эгейцев.
Как виделось талантливому российскому историку и этнографу Ю.К.Поплинскому, именно к этому периоду относится начало сложения гарамантского этноса и гарамантской цивилизации: совершался синтез «этнического суперстрата (эгейцев) и этнического субстрата (ливийцев), в результате чего впоследствии возник новый этнос – гараманты».
Прическа гараманта (по А.Лоту). | Гарамант, сын Аполлона
Культура гарамантов была в основе своей такой же, что и у других ливо-берберских народов; их основными хозяйственными занятиями были скотоводство и земледелие. Но, усвоив многие достижения восточносредиземноморской цивилизации, они сумели занять доминирующее положение в Северной Африке. Целый ряд культурных явлений у гарамантов можно объяснить только близкими, устойчивыми, достаточно длительными контактами с эгейцами.
Это – формы захоронений, которые сходны с теми, что были в разных регионах Эгейского мира (в частности, на острове Крит). Водоснабжающая система (фоггары), боевая колесница гарамантов – того же происхождения.
Исследователи отмечают, что суффикс -ант в слове «гарамант» явно пеласгического происхождения (пеласги – племена, которые проживали на территории Греции в III–II тысячелетиях до н.э., ассимилированные в дальнейшем так называемыми протогреческими племенами).
Бесспорный интерес представляет и критская легенда о происхождении гарамантов. Согласно ей дочь критского царя Миноса Акакаллида, поселенная отцом в Африке (в Ливии), родила от Аполлона сына Гараманта, от которого и пошел один из ливийских народов – гараманты.
Роль, которую гараманты в течение более полутора тысячелетий играли в жизни и судьбах населения огромного региона, была очень большой. Они являлись основными торговыми посредниками между странами Судана и средиземноморского побережья (колониями финикийцев, Карфагенской державой, позднее – африканскими провинциями Рима и самим Римом непосредственно). Фактически под контролем гарамантов были едва ли не все оазисы и караванные пути Сахары. Сильное и динамичное войско обеспечивало такое положение гарамантов в древней и раннесредневековой Северной Африке. В разных ее областях – изображения двухколесных гарамантских колесниц, запряженных четверками лошадей.
Их столицей была Гарама (ныне – оазис Джерма на юго-западе современной Ливии). Плиний характеризует этот город как «преславный». Раскопки археологов свидетельствуют, что в первые века н.э. здесь были мощеные улицы, водопровод (фоггары – цепь колодцев, которые соединялись штольнями), работали разнообразные мастерские (в частности, найдено много искусно изготовленных гончарных изделий).
Гарама была этнополитическим и культовым центром гарамантов. В окрестностях города обнаружено не менее 60 тыс. захоронений, что говорит о его значительных размерах. По отношению к этому периоду историки считают возможным говорить о гарамантском обществе как о складывающейся государственной организации с достаточно сильной центральной властью. У них была своя письменность. В 569 году гараманты приняли христианство. «Римские каникулы» гарамантов
Они долго и упорно сопротивлялись римской экспансии в Африке. В 19 году н.э. римские легионеры под командованием Корнелия Бальба взяли Гараму. Однако и после этого гарамантские отряды продолжали наносить римлянам чувствительные удары, отражая их попытки продвинуться во внутренние районы Сахары и далее в Судан, взять под контроль основные торговые пути северной половины континента.
В конце I века римляне были вынуждены заключить с гарамантами договор о «дружбе». Именно от гарамантов Рим получал слоновую кость и золото, диких зверей и страусовые перья, черных пленников – рабов. Могущественный Рим с почетом принимал у себя гарамантских послов, вел с ними переговоры.
В эпоху восстаний североафриканских племен против Рима (конец II–IV веков) гараманты выступали едва ли не главной ударной силой. К началу V века с римским владычеством в Африке было покончено. Это время стало пиком развития гарамантской цивилизации.
Что произошло с гарамантами после VII века? Бесспорно, сильнейший удар по этому народу нанесло арабское завоевание. Была разрушена вся структура гарамантского общества; не стало верховной власти, войска, основные источники доходов перешли в руки победителей-арабов.
Все чувствительнее наступала пустыня. Основная область проживания гарамантов (Феццан) постепенно, но неуклонно заселялась кочевниками-берберами, которые по образу жизни, типу хозяйства, социальным отношениям были, с одной стороны, во многом близки гарамантам, а с другой – пришедшим сюда арабам, что вело к смешиванию и взаимной ассимиляции этих этнических групп. Такой скорее всего была судьба части гарамантов. Другие их группы уходили из Феццана в горные районы Сахары, которые испокон веков служили убежищем для разных племен в трудных ситуациях.
Вполне реалистично предположение, что те гараманты, которые мигрировали в западном направлении, ассимилировались среди родственных им берберских племен, в частности тех, которые известны под этнонимом туареги. Это наименование они получили от завоевателей-арабов, и означает оно «отвергнутые Богом» – за длительное и упорное сопротивление исламизации. Самоназвание же их – имошаг – означает «свободные» (люди).
У гипотезы об участии гарамантов в формировании туарегских племен есть ряд аргументов. Социальная стратификация у них, как и у гарамантов, полностью совпадала с расовой дифференциацией: высшую ступень занимали европеоидные ливо-берберы (ахаггары, воины-аристократы; у гарамантов в этот верхний социальный слой входили – до полной их ассимиляции – эгейцы). Следующие ступени социальной иерархии занимали люди (группы, племена) эфиопиоидного и негроидного происхождения.
Отмечают также сходство ряда элементов материальной культуры. Обычная одежда мужчины-туарега – две «гандуры» (длинные рубахи без рукавов, надеваемые одна на другую, белая на тело, синяя – поверх нее); у ахаггаров синюю гандуру украшают две широкие полосы, сплетенные из цветных шелковых шнуров; они перекрещиваются на груди. Такие же перекрещенные на груди ленты можно увидеть на древнеегипетских изображениях (фресках) ливийцев и на наскальных изображениях гарамантов вдоль их традиционных дорог в пустыне.
Версия о гарамантском происхождении туарегов очень сочувственно излагается многими африканистами. Лот вообще идентифицирует туарегов и гарамантов: «…По имени их (туарегов. – С.К.) главного города Гарамы все люди их племени стали называться гарамантами. Когда же они под предводительством Ганнибала приняли участие в битвах при Требии, Каннах и Тразименском озере (соответственно 218, 216, 217 годы до н.э. – С.К.), где они составляли большой кавалерийский корпус, слава о них прокатилась за пределами Средиземного моря».
Действительно, имеются данные об участии ливийцев в армии выдающегося карфагенского полководца во время 2-й Пунической войны, когда его войска, совершив переход через Альпы, одержали несколько знаменитых побед над римскими легионами. Но были ли среди них гараманты? И уж точно это не были туареги, которые к тому времени еще не выделились из общей массы ливо-берберов. Во всяком случае первое упоминание о них как об особом народе появляется лишь в VI веке.
Гарама: каменные и кирпичные строения. Источник: Ch. Daniels. The Garamantes of Southern Libya. Stoughton, 1970 |
Другие группы гарамантов уходили (предположительно) из родных мест к озеру Чад, в нагорье Тибести, где сейчас живет народ тубу (тиббу) (на территории современных Чада, Нигера, Ливии). Устная традиция теда, одной из субэтнических групп тубу, до сих пор хранит память о «светлокожих северянах» (гарамантах?), которые долгое время жили среди них. Их гробницы в Тибести и ныне известны как захоронения «белых» людей. Возможно, часть гарамантов была ассимилирована старыми насельниками Тибести, вошла в состав теда.
В антропологическом типе теда, негроидов по преимуществу, отмечают европеоидные и эфиопиоидные черты (кожа имеет желтоватый оттенок; волосы часто длинные и не такие курчавые, как у негроидов, и др.). Многие обычаи и нравы, ряд элементов материальной культуры теда близки или подобны туарегским...
Источник: http://www.ng.ru |