НА ВЫСОТАХ МЫСЛИ ЦАРИТ ОДИНОЧЕСТВО
«Только
великие люди обладают великими недостатками», — говорил знаменитый
французский политик Ларошфуко. Писательница Жорж Санд добавляла: «Вот
где сидят у меня эти гении. Хорошо читать их жизнеописания, приятно
посмотреть на них, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора,
но плохо иметь с ними дело. Они злы, взбалмошны, деспотичны, желчны,
подозрительны».
А философ Шопенгауэр тоже однажды выдал секреты
великих: «Гении не только невыносимы в жизни, но безнравственны
и жестоки, им трудно иметь друзей. На высотах мысли царит одиночество».
При этом сам Шопенгауэр однажды избил одну старуху и должен был по суду
платить ей всю жизнь пенсию.
Почти все великие люди имели свои
странности. И на первый взгляд казалось, что в этом нет ничего
удивительного. Мол, свойства характера. А они есть у каждого человека
вне зависимости от его известности. И лишь недавно ученые пришли
к выводу: чудачества и привычки гениев — проявление неизлечимой
болезни. Аутизма.
О том, что гении не очень нормальный народ,
«КП» писала не раз. В последней публикации 8 января 2009 года и на
сайте kp.ru мы перечислили отличительные особенности их организмов,
обнаруженные учеными. Например, очень плотное расположение клеток
в префронтальной коре мозга, которая отвечает за обучение. Пониженное
содержание одной из аминокислот. Утолщенные передние височные доли,
большое количество нервных связей, высокая скорость передачи импульсов.
Обнаружены пять стимулирующих работу гениального мозга болезней:
подагра (повышенный уровень мочевой кислоты в крови), синдром Марфана
(частые большие выбросы адреналина), синдром Морриса (повышенное
содержание половых гормонов — андрогенов), маниакально-депрессивный
психоз и гигантолобия.
И вот еще одна напасть — аутизм. Ее основные симптомы точно сыграл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя».
Ауты
стремятся ограничить контакты с внешним миром, уйти от общепринятых
норм и понятий. Но у них великолепная способность к абстракциям
и дедуктивной логике. Они могут так увлечься работой, что напрочь
забудут о еде. Получают удовольствие от погружения в свой собственный
внутренний мир.
КУЛЬТ НЕСТАНДАРТНЫХ ЛЮДЕЙ
— В
науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, —
считает автор открытия, профессор, член Нью-Йоркской академии наук
Александр Хазен. — Это Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк,
Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн,
к примеру, до семи лет мог навязчиво подолгу повторять одни и те же
предложения. А Ньютон — часами читать лекции перед пустой аудиторией.
Казалось,
гениальность — это способность к более глубокой и полной логической
обработке информации. Но мы ценим выдающихся людей за другое. Их
результаты невозможно получить логическим развитием прежних теорий.
Выходит, что аутизм, увеличивающий способности к логической обработке
информации, становится источником гениальности, которая разрывает
бесконечное логическое пережевывание известных фактов. И в итоге они
создают нечто такое новое, что противоречит всем общепринятым законам.
— Известный
российский генетик Владимир Эфроимсон писал о том, что в истории,
начиная от первобытных племен, всегда существовал культ нестандартных
людей, — заключает профессор Хазен. — Диапазон: от альтруистов
до крайних форм — юродивых. Аутичные личности, не переходящие пределов
патологии, принадлежат к последней категории. И за то, что обладают
большими возможностями к интуитивным находкам в познании мира, являются
неоспоримыми авторитетами.
ШИЛЛЕРА ВДОХНОВЛЯЛИ ГНИЛЫЕ ЯБЛОКИ
Вот
лишь некоторые чудачества великих, которые часто еще при их жизни
превращаются в «визитную карточку», а порой и в анекдоты. Их собрал
коллекционер Геннадий Федотов.
Шиллер мог творить лишь тогда, когда на столе у него лежали гнилые яблоки.
Вагнер
во время сочинения очередного музыкального произведения раскладывал
на стульях и другой мебели яркие куски шелка, которые непрерывно
теребил.
Шарлотта Бронте постоянно отрывалась от писания очередного романа и отправлялась чистить картофель.
Анри Матисс, перед тем как приступить к рисованию, испытывал острое желание кого-нибудь придушить.
Английский
писатель Ричард Гоутон, занимаясь литературной работой, одновременно
орудовал ножом или ножницами. За время писательских бдений он обстругал
не один письменный стол, изрезал несколько кресел, а однажды
исполосовал подвернувшееся под руку любимое платье жены.
Эдгар По
мог сидеть часами за письменным столом и молча смотреть на лежащий
перед ним лист чистой бумаги. Примерно так же поступал Морис Метерлинк.
Каждое утро он отсиживал за письменным столом три часа, даже если
ни одна мысль не приходила в голову.
Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов и если заканчивала роман в 10.30, то тут же начинала новый, над которым работала полчаса.
Французский
баснописец Лафонтен, когда находило вдохновение, часами метался
по улицам, не замечая прохожих, с удивлением наблюдавших, как он
жестикулирует, топает ногами, во весь голос выкрикивая рождающиеся
строки.
Шуберт любимые свои произведения, прежде чем обнародовать, обязательно должен был сыграть… на гребенке.
Дюма
(отец) писал только на особых квадратных листах. Если такой бумаги
не оказывалось или она кончалась, он прекращал работу. А Дюма-сын
для пробуждения вдохновения любил раз пять основательно поесть.
Чарлз Диккенс каждые 50 строк написанного обязательно запивал глотком горячей воды.
Иоганнес Брамс для вдохновения постоянно без надобности чистил обувь.
Бенджамин Франклин, садясь за работу, запасался огромным количеством сыра.
Иоганн Гете работал только в герметически закрытом помещении, без малейшего доступа свежего воздуха.
ЗАБЫЛ, ЧТО ОН — ЭТО ОН
Поразительна
рассеянность некоторых гениев. Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена
близких людей. Однажды знаменитый физик Ампер, уходя из своей квартиры,
написал мелом у себя на дверях: «Ампер будет дома только вечером». Но
вернулся домой еще днем. Прочитал надпись на своих дверях и ушел
обратно, так как забыл, что он сам и есть Ампер.
Известен
случай, когда Ньютон, задумав сварить яйцо, взял часы, заметил время
и через пару минут обнаружил, что в руке держит яйцо, а варит часы.
Когда же великий физик писал свои труды, то, поглощенный мыслями,
забывал одеваться и есть.
Альберт Эйнштейн
, встретив своего друга, рассеянно сказал: «Приходите ко мне вечером. У
меня будет и профессор Стимсон». Его друг, озадаченный, возразил: «Но
ведь я и есть Стимсон!» Эйнштейн на это ответил: «Это не имеет
значения, все равно приходите!»
Отец русской авиации Жуковский
однажды, проговорив целый вечер с друзьями в собственной гостиной,
вдруг поднялся, разыскивая свою шляпу, и начал торопливо прощаться,
бормоча: «Однако я засиделся у вас, пора домой!»
ИТОГО
Полный аут
По
мнению психиатров, между аутом во время припадка и гениальным
человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует
полнейшее сходство. Вот, например, как описывает состояние крупнейшего
итальянского поэта XVI века Торквато Тассо его лечащий врач: «Пульс
слабый и неровный, кожа бледная, холодная, голова горячая, воспаленная,
глаза блестящие, налитые кровью, беспокойные, бегающие по сторонам. По
окончании написания произведения часто сам автор не понимает того, что
он минуту тому назад излагал». Полный аут.
КСТАТИ
Этот удивительный Перельман
Петербургскому математику Григорию Перельману
удалось удивить весь мир дважды. Первый раз — когда он доказал гипотезу
Пуанкаре, над решением которой бились лучшие математики XX века. Второй
раз — когда стал решительно отказываться от заслуженных «лавровых
венков» — медали и возможной премии в миллион долларов, учрежденной
математическим Институтом Клэя в Бостоне.
Сейчас гений является безработным и живет на пенсию своей мамы. Не правда ли, странное поведение?
Вот как характеризует его психотерапевт Алексей Доронин:
— Это
похоже на аутизм, который граничит с патологическим неприятием
общества. А возможно, это агорафобия — боязнь публичности и открытости.
http://russian-empire.org/forum/59-2059-1