Пятница, 29.03.2024, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Yaroslav2008

Главная » 2009 » Ноябрь » 14 » Россия: Варианты кризисных сценариев. Часть 1
02:13
Россия: Варианты кризисных сценариев. Часть 1

Александр Сотниченко. Россия: Варианты кризисных сценариев. Часть 1

24.07.2009 | by Editor |


Как утверждают многочисленные эксперты в нашей стране и за рубежом, экономический кризис пока еще не вступил в полную силу. По крайней мере, мы можем с уверенностью утверждать, что он еще не затронул Россию в полной мере. Спад производства в нашей стране продолжается, и полностью мы ощутим его последствия не только в текущем 2009-м, но и в последующие годы. Эксперты заявляют также о том, что нынешний кризис станет самым серьезным испытанием для мировой экономики с 1929 года и повлечет за собой непредсказуемые политические последствия.

В данном исследовании мы проведем анализ возможных сценариев реакции основных отечественных политических сил на кризис в России, насколько нам позволит это сделать формат небольшого исследования. Экономические трудности для нашей страны могут иметь как ограниченный характер, так и всеобъемлющий. В условиях глобальной экономики слишком многое зависит от мировой конъюнктуры: цен на энергоносители, продовольствие, недвижимость и т.п. В настоящее время можно с уверенностью констатировать факт прямой зависимости глубины кризиса для России от уровня мировых цен на нефть.

 В том случае, если кризисные явления затронут Россию в щадящем режиме (то есть основные статьи бюджета все же будут исполнены, рост ВНП снизится незначительно, безработица не достигнет критического уровня, цены на нефть и спрос на нее на мировом рынке позволят финансировать основные социальные программы), властным элитам не придется идти на серьезную коррекцию курса. Скорее всего, вертикаль власти справится с глобальным вызовом, не прибегая к суровым мерам, а протесты населения не превысят допустимого уровня.

Именно к такому развитию событий готовится федеральный центр, рассчитывая преодолеть кризис паллиативными методами: увеличением социальных гарантий, повышением пошлин на ввоз иностранной продукции для стимуляции местного производства и т.п. Как нам кажется, изучать данный вариант развития событий стоит с позиции прогнозирования направлений эволюции идеологии российской политической элиты.

 Однако ожидаемые последствия кризиса могут оказаться значительно более серьезными, чем предполагается, тем более, для этого есть некоторые основания – ведь бюджет на 2009 год дефицитен на треть ВВП, а это очень значительная сумма. Мы предпринимаем попытку изучить возможности развития нестандартных направлений, к которым власть, оппозиция и народ могут обратиться в том случае, если кризис все же окажется сильнее, чем предполагает политическая элита страны.

За прошедшие 20 лет России не удалось достигнуть европейского уровня производительности труда или американских гарантий на частную собственность. Однако, что абсолютно невозможно отрицать, наша страна активно включилась в международные интеграционные процессы и стала неотъемлемой частью глобальной экономической системы. В условиях роста мировой экономики даже в слаборазвитой стране, включенной в глобальный рынок, происходит подъем. Однако в случае наступления глобального кризиса, который в нашем случае носит еще и системный характер, национальная экономическая система не может оказаться в стороне от воздействия глобальных негативных последствий. Тем более, если наполнение бюджета страны находится в такой зависимости от мировой энергетической конъюнктуры, как у нас.

Спад мировых цен на энергоносители уже самым серьезным образом затрагивает экономическое благосостояние России, бюджет которой в значительной степени состоит из поступлений от экспорта нефти и газа. Уже к концу 2008 года это осознали все, не исключая политического руководства страны, которое при помощи СМИ готовит нас к будущим негативным изменениям. Стоит только догадываться и строить прогнозы, насколько эти изменения могут затронуть российскую экономику, а значит, и политическую сферу, которая непременно отреагирует на кризис.

В первую очередь следует изучить три источника реакции на кризис: политическая элита, народ и оппозиция. От политической элиты население России будет ожидать принятия неких мер по успешному преодолению негативных явлений. Правительство будет отвлекать внимание народа от экономического кризиса созданием неких политических симулякров. В то же самое время различные оппозиционные группировки попытаются использовать частные и общие случаи снижения уровня жизни в качестве доказательства объективной неспособности правительства обеспечить надежный выход из кризиса и предлагать свои варианты решения проблемы. В зависимости от накала политических событий в России, амбиций лидеров стран и организаций, внутренней экономической и политической обстановки в различных странах мира, будет меняться и роль Москвы на международной арене. В любом случае на политическом горизонте Россию ожидают серьезные изменения, которые затронут каждого из нас.

ВЛАСТНЫЕ ЭЛИТЫ: ПОПЫТКА СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

С первого взгляда кажется, что федеральная власть довольно хорошо подготовлена к борьбе с кризисом и его негативными последствиями. Накоплены значительные средства, которые могут использоваться для смягчения кризисных явлений. За последние четыре года значительно укреплена вертикаль власти, и даже многие бывшие оппозиционеры успешно встроились в нее, занимая высокие государственные должности. В стране на данном этапе практически преодолены сепаратистские тенденции, отсутствует реальная оппозиция как на федеральном, так и на региональном уровне. Власть заработала солидный авторитет, уровень которого является наивысшим в истории новой России.

Особенно значим тот факт, что политическая элита России обеспечила себе достаточную свободу маневра отсутствием какой-либо официальной идеологической линии как во внешней, так и во внутренней политике. Федеральной власти за счет привлечения значительных финансовых ресурсов удалось консолидировать самые различные социальные слои российского общества, выступить в роли защитника интересов как лояльного крупного капитала, так и трудящихся, а также служащих, армии, науки и культуры. Долгое время нефтедолларов хватало всем, однако в условиях кризиса властям придется избирательно распределять доходы среди населения, а значит, показать, наконец, свои социальные предпочтения. Фактически, сокращение бюджетных средств поставит перед политической элитой вопрос об идеологии, который удавалось довольно успешно обходить стороной последние годы.

На самом деле, идеология, мировоззрение у политической элиты России, конечно, есть. Из официальных документов партии Единая Россия, правительства, выступлений политических лидеров, опыта личных встреч и бесед с руководителями администрации президента можно сделать вывод, что идеологией правящей элиты России является все же либерализм, понятый в рамках экономического детерминизма с поправкой на территориальную целостность Российской Федерации. В конце 2008 года ЦИК партии Единая Россия создал схематическую структуру партийной идеологии, в которой удалось обойти все острые моменты, связанные с вопросами неприкосновенности частной собственности, формулировкой понятий «нация», «народ», «успех», «консенсус», взаимоотношениями между обществом и государством. Очевидно, однако, что целостной и непротиворечивой эту схему назвать нельзя. Скорее это еще одна попытка совместить несовместимое – либеральную модель, основанную на примате частной собственности и приоритете прав личности, с необходимостью поддержания территориальной целостности России, расширения геополитического присутствия в СНГ, сдерживания экспансии НАТО.

В данном случае мы имеем дело с той разницей, которая существует между идеалом и реальностью, желаемым и действительным. Большинство в политической элите согласны с либеральными ценностными установками, однако в России они оказываются несовместимы с политической независимостью страны, ее безопасностью и геополитическими интересами. Как и прежде, «единственным европейцем» в России остается государство, население же пребывает в состоянии тихого протеста против либеральных преобразований. С целью нивелирования этих разногласий и создаются идеологические схемы, наподобие вышеупомянутой «структуры партийной идеологии», выдержанной едва ли не в духе евразийства.

 Подобная риторика имеет своей целью удовлетворение запросов большинства населения, которое, согласно статистике, не считает нашу страну частью европейского цивилизационного ареала. Исходя из опыта реформ 90-х годов ХХ века, власть осознала невозможность прямого реформирования России по западным стандартам – согласно опросам общественного мнения, лишь 15% граждан считают нашу страну частью европейской цивилизации, в то время как 75% уверены в ее самобытности. Именно поэтому политическая элита активно использует патриотическую, евразийскую, социальную риторику.

Однако именно такая дилемма: реальная либеральная экономика vs. антизападная консервативная риторика – порождает идеологический вакуум между ними, который может быть легко заполнен легко воспринимаемыми населением антигосударственными популистскими лозунгами, под какими происходят все мощные кратковременные выбросы политической энергии народа, называемые ныне «цветными революциями».

НУЖНЫ НОВЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

Идеология власти представляет собой алгоритм функционирования государства, механизм, вырабатывающий блага, столь ценимые народом. Горюче-смазочными веществами для функционирования этого механизма являются деньги. Чем более совершенной является идеология – тем выше КПД государственной машины, но и чем больше денег – тем менее необходимым является наличие отрегулированной машины, системы ценностей, отвечающей запросам основной массы населения страны. Пока денег было достаточно, власть не особенно заботилась о выработке стройной идеологической линии. Население, в свою очередь, голосовало за Путина и Медведева как за источник авторитета и гарантов стабильного роста благосостояния. К сожалению, именно последний фактор определил положительное отношение населения России к президенту, премьеру и прочим политическим институтам. Представители государственной власти также однозначно ассоциировали свой авторитет в первую очередь с экономическими показателями. Получается, что политическая элита сама настаивает на развитии у населения стойких ассоциаций: лидеры страны = благосостояние, что делает ее положение чрезвычайно зависимым от столь изменчивой мировой экономической конъюнктуры.

В новых условиях экономии средств восполнить негатив нынешняя политическая элита страны может только четким обозначением своих политических ориентиров и предпочтений, то есть созданием четкой идеологии, доступной пониманию каждого гражданина России. Фактически, речь идет о преодолении того разрыва, вакуума между условно либеральной властной верхушкой и традиционными, консервативными настроениями населения.

Помимо идеологической несостоятельности у нынешней государственной машины есть еще ряд недостатков, которые затруднят работу Кремля в условиях мирового экономического кризиса. Современная политическая элита, пришедшая к власти в России на рубеже тысячелетий, не имеет практического опыта антикризисного государственного управления (по крайней мере, в экономической сфере). Фактически, последние несколько лет задачи правительства сводились к рациональному распределению средств, поступавших от продажи энергоносителей за рубеж. Попутно проводились реформы в самых различных отраслях, однако никто не сталкивался с дефицитом денежной массы. Политическая элита не привыкла экономить сама и приучила отказаться от этого ее электорат, которому, кажется, придется менять свои привычки.

Население, в свою очередь, создало себе образ власти, главным качеством которой является стабильность. От Ельцина, Черномырдина, Чубайса постоянно ожидали то безудержной инфляции, то многомесячных невыплат заработной платы, были готовы к резкой девальвации национальной валюты, проигранным войнам и провалам во внешней политике. От Путина и Медведева привыкли слышать лишь отчеты о достигнутых успехах, поэтому негативные и, особенно, длительные проявления кризиса могут резко подорвать авторитет власти.

Что бы ни говорили сейчас политические маргиналы справа и слева, в российском обществе существует значительный уровень свободы слова и политических организаций. Конечно, непарламентской оппозиции вряд ли дадут эфир на центральном канале, однако уже никто не разгоняет многотысячные демонстрации с применением спецтехники, и уж тем более, никак не может произойти расстрела парламента из танков, как это было в первой половине 90-х годов. Конечно, в первую очередь это связано с абсолютным отсутствием возможности собрать под антикремлевскими лозунгами достаточное количество людей и умеренной позицией Государственной Думы. Однако следует признать факт того, что у властей нет опыта подавления массовых политических беспорядков. История показывает, что этот опыт власть способна очень быстро набрать, но иногда цейтнот оказывается роковым.

Таким нам видится современное статичное состояние российской политической элиты. Она готова к битве с кризисом, пока расклад сил безусловно в пользу Кремля. Однако существуют и значимые недостатки, пробелы, упущения, которыми не преминут воспользоваться оппоненты. В условиях экономического кризиса от власти стоит ожидать шагов, способных завладеть вниманием населения и направить его негативную энергию на борьбу с персонифицированной причиной рецессии, инфляции, безработицы. В продолжении статьи мы подробно рассмотрим основные направления развития реакции политической элиты России на кризис.


http://nologo.su/2009/07/24/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82/
Просмотров: 764 | Добавил: Yaroslav2008
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Есть ли у Вас домашние животные ?
Всего ответов: 111
Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта