Памяти Пятигорского
Учитель, но не жизни, а мышления.
|
В Лондоне на 81-м году жизни умер Александр Моисеевич Пятигорский,
философ, востоковед, писатель и без всякого преувеличения – один из
ярчайших отечественных мыслителей XX века. Так можно сказать, хотя без
малого 40 лет он провел вне отечества, вынужденный эмигрировать из СССР
в начале 70-х. Он умер от сердечного приступа, и все, кто был с ним
знаком, кто знал его повышенную эмоциональность – он всегда говорил
так, как будто доказывал сотням, а то и тысяче сомневающихся, думающих
совершенно не так, как Пятигорский, – наверное, удивились: хорошее было
все-таки у него сердце, дало возможность пожить, поговорить и стольких
людей очаровать. Очарование его устного существования было неотразимым.
А устать его слушать было невозможно.
Он родился в 1929 году в Москве, окончил философский факультет МГУ,
его специальностью и, надо сказать, особой любовью была восточная
философия. К концу жизни он стал и сам похож на индийца, так что не
случайно Отар Иоселиани снял Пятигорского в роли магараджи в «Охоте на
бабочек». Что касается любви к родному городу, то в ней он с
философской ясностью расписался в одной из своих книг – романе
«Философия одного переулка».
Пятигорский стал одним из основателей Тартуско-московской
семиотической школы, в появлении которой не было чего-то открыто
оппозиционного советской власти, ее, в общем, даже и признали, давали
проводить конференции, издавать книги, но дух свободного мышления,
разумеется, власти был неприятен. А Пятигорский кроме науки, со всей
страстностью мыслителя, то есть чрезвычайно убедительно и логично,
защищал гонимых, то есть занялся правозащитной деятельностью. В итоге –
эмиграция. Говоря о значении Пятигорского, о нем самом, кто-то очень
точно заметил – он был философом в изначальном, греческом,
древнеиндийском смысле: учитель, но не жизни, а учитель мышления.
Пятигорский существовал в диалогах, которые – если бы он жил в Древней
Греции – непременно дошли бы до нас в записях учеников.
Кирилл Кобрин уже успел вспомнить замечательный рассказ Пятигорского
о том, что, работая в московском Институте востоковедения, он в ответ
на вопрос, чем занимается здесь, ответил: «Ищу адекватную форму
существования для своего мышления». Это так созвучно простым и вечным
философским истинам – про «мыслю, следовательно, существую».
Сегодня, когда так много и банально требуют от науки практических
результатов и практического смысла, кстати будут слова Пятигорского о
практике: «Как философское понятие практика – это никак не применение
теории к жизни или к какому угодно виду социального действия,
экономике, политике, культуре. Считать так будет не только
методологической ошибкой, но и непростительной пошлостью, потому что
практика – не сумма действий», для нее характерен «прежде всего способ
осознания образов действия, которые следуют или, точнее, могли бы
следовать из данной теории или вообще из любого полученного знания,
необязательно теоретически сформулированного».
|